. АНАЛИТИЧЕСКОЕИСИНТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Чистая сила мышления или логическая способность познания может лишь анализировать понятия, выяснять и сравнивать их. Она соединяет и разделяет представления по закону тожества и противоречия: работа ее состоит в аналитическом суждении. Она различает представления, доставляемые чувствами; наша чувственность неспособна отличать вещи друг от друга, а рассудок познает различия их, делая их отчетливыми; поэтому его нельзя выводить из чувственности, он есть особая основная сила. Однако чистый рассудок может познавать лишь представления или понятия, но не действительность вещей, независимую от представлений и понятий: он не может познавать бытие вещей, их деятельность и связь, существование и реальное основание. Поэтому он неспособен прозревать действительное сочетание вещей, т. е. сочетать различные представления или судить синтетически, а так как в этом виде суждений состоит все познание вещей, то он неспособен дать такое знание. Отсюда становится ясным различие между логическим и реальным
знанием, а следовательно, и различие между способностями, порождающими то и другое знание.
Представление о действительных вещах дано нам лишь в опыте; понятия существования и причины, силы и деятельности доступны нам лишь путем чувственного восприятия и вне его или независимо от него не имеют никакого пригодного для познания значения; поэтому нет никакой рациональной или догматической метафизики. Этим уже точно различаются способности чувственного восприятия, логической силы суждения и опыта; теперь уже ясно, что первая способность не может дать никакого знания, вторая не может дать никакого опыта, а третья не может породить никаких метафизических учений догматического характера. Чистая чувственность не познает; чистый рассудок только анализирует или разъясняет, а не строит никаких синтетических суждений и потому не порождает ни опыта, ни метафизики.
312
2. СИНТЕТИЧЕСКИЙХАРАКТЕР МАТЕМАТИКИ
Если метафизика должна быть наукою о первых основаниях и не имеет права вступать в умопостигаемый мир по ту сторону опыта, то ей остается лишь исследовать данные нам сообразные опыту представления, путем анализа их дойти до последних оснований или элементов их и таким образом изучить области нашего разума до крайних границ их. Таким образом, она становится наукою о границах человеческого разума и приобретает этот характер, пользуясь аналитическим методом исследования, прямо противоположным синтетическому методу математики, которому она подражала, когда хотела быть наукою о вещах.
Освещение этого именно пункта ведет за собою очень важные многозначительные следствия: я имею в виду различие между математикою, с одной стороны, и опытом, логикою и метафизикою, с другой стороны. Математика идет синтетическим путем, так как она строит свои понятия, т. е. порождает и изображает их в наглядном представлении; опыт идет синтетическим путем, но не конструирует,
т. е. не порождает своих представлений, а воспринимает их; логика анализирует данные ей понятия, чтобы сделать их ясными; метафизика также анализирует данные ей представления (не только для того, чтобы сделать их ясными, а), чтобы обосновать их и узнать их происхождение.
Математические понятия не даны, а произведены: этим отличаются они от чувственных и эмпирических представлений. Они совершенно ясны, но возникли не аналитическим путем: этим отличаются они от логических понятий. Они ясны, как логические представления, наглядны, как чувственные представления, и синтетичны, как эмпирические представления. Поэтому способность, порождающая эти понятия, есть познавательная способность: следовательно, в нашем разуме должна быть чувственная или созерцающая познавательная способность, отличающаяся от остальных теоретических способностей, и в частности также от чувственного восприятия. В своем сочинении на премию Кант начал исследование, которое должно было проникнуть дальше и обосновать характер математики, не исключая и ее происхождения.
313